Проект «Улучшение теплоснабжения» (ПУТС)
«Демонстрация преимуществ повышения энергоэффективности в общественных зданиях» направлена на улучшение доступа к надежным и эффективным услугам в области отопления и внедрения энергоэффективных технологий для снижения энергопотребления государственными и муниципальными учреждениями, зданиями в секторах образования и здравоохранения.
Цель Проекта заключается в повышении эффективности и качества теплоснабжения в отдельных проектных территориях Кыргызской Республики (КР).
Основной задачей Проекта является повышение энергоэффективности и сейсмоустойчивости в отдельных общественных зданиях, главным образом, в секторах образования и здравоохранения (например, в школах, детских садах, больницах и клиниках).
Реализующее агентство: Агентство развития и инвестирования сообществ Кыргызской Республики (АРИС)
Донор:
|
Международная ассоциация развития, Государственный секретариат по экономическим вопросам Правительства Швейцарии
|
Общая сумма финансирования:
|
Грант – 12 661 000 долларов США
|
Географический охват:
|
Чуйская, Нарынская, Иссык-Кульская, Таласская, Баткенская, Ошская и Джалал-Абадская области, города Бишкек и Ош.
|
Планируемый период реализации:
|
2019 -2023 годы
|
Проект состоит из следующих компонентов и подкомпонентов:
Компонент 2.1: "Инвестиции в повышение энергоэффективности общественных зданий". В рамках компонента будут профинансированы инвестиции в обеспечение энергоэффективности и сейсмостойкости отдельных общественных зданий, главным образом, в секторах образования и здравоохранения (например, в школах, детских садах, больницах и клиниках), а также сопутствующие мероприятия по развитию потенциала. В рамках рассматриваемого подкомпонента будут реализованы 2 основных мероприятия:
Мероприятие 1: "Инвестиции в повышение энергоэффективности отобранных зданий": Мероприятие будет финансировать меры по осуществлению инвестиций в повышение энергоэффективности и сейсмостойкости отобранных общественных зданий, а также соответствующие консультационные услуги.
Мероприятие 2: "Наращивание потенциала в области энергоэффективности". Оно направлено на укрепление местного потенциала в целях улучшения благоприятных условий для повышения энергоэффективности, улучшения рыночных возможностей и повышение осведомленности об энергоэффективности. Конкретные области поддержки будут заключаться в следующем: обучение местных фирм, информационная кампания по энергоэффективности, пилотирование схемы распределения выгод и/или со финансирования, поддержка реализации дорожной карты по энергоэффективности.
Компонент 2.2: "Поддержка реализации Проекта". В рамках компонента будет оказана поддержка для эффективной реализации и управления компонента Проекта, включая поддержку, оказываемую для: (i) сотрудников ОРП АРИС и содействие покрытию расходов на оказание административной помощи персоналом АРИС (так называемый административный пул АРИС); (ii) связанные с Проектом операционные расходы и тренинги; и (iii) ежегодные аудиты счетов Проекта.
Критерии общественных зданий для участия в Проекте:
- Общественные здания сферы здравоохранения, образования и социальной защиты, состоящие в государственной или муниципальной собственности (детсады, школы, больницы, клиники, детдома и т. д.);
- Структурная прочность здания и отсутствие планов по закрытию, сокращению площади или приватизации здания;
- Использование системы отопления на основе электричества.
Работы, предусматриваемые в рамках улучшения энергоэффективности в общественных зданиях:
- Теплоизоляция стен;
- Замена окон;
- Замена наружных дверей;
- Изоляция чердачного перекрытия /крыши;
- Реновация, изоляция пола;
- Система вентиляции в помещениях;
- Укрепление сейсмической прочности здания (армирование здания, укрепление фундамента);
- Обновление системы отопления + тепловой насос:
- или центральные: вентиляция / отопление / кондиционирование воздуха, теплообменный аппарат и тепловой насос;
- Горячее водоснабжение (ГВС) тепловыми насосами, солнечными коллекторами;
- Освещение светодиодное (LED) внутреннее.
Ожидаемые результаты:
- Повышенный уровень комфорта, более высокая устойчивость и лучшая функциональность общественных зданий, отобранных в рамках компонента 3 (например, школы, больницы, детские сады, поликлиники и т.д.) принесут пользу, прежде всего, пациентам, учащимся (школьникам), детям ясельного возраста, медицинскому персоналу и учителям, работающим и проводящим в этих помещениях большую часть своего рабочего дня.
- Государственные/муниципальные органы извлекут для себя выгоду из сокращения текущих расходов на электроэнергию и улучшение условий предоставления государственных услуг.
- Кроме того, будут косвенные бенефициары, получающие пользу от реализации Проекта, например, при сокращении расходов на электроэнергию, высвободившиеся средства муниципальные органы могут направить на решение других вопросов местного значения.
- В ряде отобранных городов/органов местного управления, в которых здания будут модернизированы в рамках ПУТС, проведение более широкой оценки энергоэффективности в различных муниципальных секторах, таких как водоснабжение, уличное освещение, централизованное теплоснабжение и общественные здания.
- Местные компании (например, местные энергетические аудиторы, проектные институты, строительные и надзорные компании) извлекут для себя выгоду из увеличения спроса на свои услуги по обеспечению энергоэффективности и строительству, наряду с расширением потенциала и углублением опыта в выявлении, подготовке и осуществлении инвестиций в энергоэффективность и сейсмическую безопасность.
В рамках утвержденной Указом Президента КР от 31 октября 2018 года УП № 221 «Национальной стратегии развития КР на 2018-2040 годы», а также Программы Кабинета Министров КР на период 2018-2022 годов «Единство. Доверие. Созидание», утвержденного постановлением Жогорку Кенеша КР от 20 апреля 2018 года № 2377-VI, в число ключевых приоритетов в секторе отопления входит сокращение Кабинетом Министров КР зависимости от электричества в отопительных целях в зимние месяцы и улучшение доступа к надежным и эффективным услугам в области отопления и внедрения энергоэффективных технологий для снижения энергопотребления государственными и муниципальными учреждениями, зданиями.
Национальной стратегией развития КР на 2018-2040 годы устанавливается приоритет реализации масштабных программ по энергоэффективной реконструкции старого жилого и нежилого фонда, запрет на новое строительство без применения энерго- и ресурсосберегающих высокоэффективных технологий. Доведение доли экологически чистых источников энергии (малые ГЭС, солнечные и ветровые электрические станции, солнечные коллекторы, тепловые насосы, использование биогаза и др.) не менее 50 % в общем энергобалансе страны.
Большинство общественных бюджетных зданий были построены 25-60 лет назад. Старые здания не обладают современными мерами энергетической эффективности, что ведет к высоким энергетическим и тепловым потерям, приводит к нерациональному использованию топливных ресурсов и, как следствие, к повышенной нагрузке на бюджет данных учреждений, распределительные сети, а также ведет к ухудшению экологической ситуации вследствие увеличивающегося использования твердого топлива из-за недостаточности электроэнергии.
Повышение эффективности энергопотребления в общественных зданиях системы образования и здравоохранения позволит сократить потребление электроэнергии и связанные с этим пиковые нагрузки, наряду с уменьшением текущих расходов общественной энергии. Инвестиции в повышение энергоэффективности также будут создавать экономические выгоды, которые не были количественно определены в этом анализе, включая повышение качества услуг, предоставляемых этими объектами, например, улучшение ухода за детьми и лучшую функциональность зданий, а также улучшенные меры сейсмической безопасности.
После получения необходимого одобрения со стороны Кабинета Министров КР и Всемирного банка, 12-18 сентября 2017 года по ПУТС были проведены переговоры.
26 января 2018 года было подписано финансовое соглашение между МАР и Кабинетом Министров КР в лице Министерства финансов КР. Проект Постановления Кабинета Министров КР и проект Закона о ратификации финансового соглашения согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами. Проект Закона о ратификации соглашения о финансировании ПУТС был одобрен в трех чтениях Жогорку Кенешем КР.
5 февраля 2019 года Закон о ратификации Проекта был подписан Президентом КР. 25 апреля 2019 года ПУТС официально вступил в силу.
В 2020 году было заключено Соглашение о дополнительном финансировании со стороны Правительства Швейцарии (SECO) в размере 2,66 млн долларов США, который официально вступил в силу 25 ноября 2020 года.
Соответственно реализация Проекта по охвату областей была поделена на три цикла:
- Цикл 1: Таласская и Чуйская области, а также г. Бишкек;
- Цикл 2: Нарынская, Джалал-Абадская и Иссык-Кульская области;
- Цикл 3: Ошская и Баткенская области, а также г. Ош.
Отобранные общественные здания в Чуйской, Таласской областях и в г. Бишкек в рамках первого цикла Проекта:
№
|
Название
|
Область
|
Район
|
Площадь здания (отапливаемая м2)
|
1.
|
Центр общеврачебной практики
|
Чуйская
|
Панфиловский
|
3413
|
2.
|
Детский сад «Алтын балалык»
|
Чуйская
|
Ысык-Атинский
|
446
|
3.
|
Средняя школа № 82, жилмассив "Ала-Тоо"
|
г. Бишкек
|
Ленинский
|
1184
|
4.
|
Средняя школа им. А. Солтонова
|
Таласская
|
Таласский
|
1084
|
5.
|
Средняя школа им. Р. Шукурбекова
|
Таласская
|
Кара-Бууринский
|
1128
|
6.
|
Сретенская средняя школа
|
Чуйская
|
Московский
|
1152
|
Отобранные общественные здания в Иссык-Кульской, Нарынской и Джалал-Абадской областях в рамках второго цикла Проекта:
№
|
Наименование
|
Область
|
Район
|
Отапливаемая площадь (м2)
|
1
|
Районная территориальная больница
|
Нарынская
|
Ак-Талинский
|
2 064,6
|
2
|
Средняя школа №1
им. Т.Мойдунова
|
Жалал-Абадская
|
Тогуз-Тороуский
|
3 999,0
|
3
|
Средняя школа №89
им. П.Жуманазарова
|
Джалал-Абадская
|
Сузакский
|
2 371,3
|
4
|
Школа гимназия
им. Т.Турсунбаева
|
Нарынская
|
Жумгальский
|
5 964,2
|
5
|
Детский сад
«Жаныл-Мырза»
|
Джалал-Абадская
|
Тогуз-Тороуский
|
1 086,0
|
6
|
Средняя школа №15
им. А.Муканова
|
Иссык-Кульская
|
Тюпский
|
1 392,4
|
*Отобранные общественные здания в Ошской, Баткенской областях и в г. Ош в рамках третьего цикла Проекта:
№
|
Наименование
|
Область
|
Населенный пункт
|
Отапливаемая площадь (м2)
|
1
|
ЦОВП Алайского района
|
Ошская область
|
Алайский
|
1187
|
2
|
ГСВ №5
|
г. Ош
|
г. Ош
|
691
|
3
|
Араванский ГСВ
|
Ошская область
|
Араванский
|
860
|
4
|
СШ имени Т.Садыкова
|
Баткенская область
|
Баткенский
|
3955
|
5
|
СШ №85 "Oктябрь-Туусу"
|
Ошская область
|
Узгенский
|
288
|
6
|
СШ Додон
|
Ошская область
|
Ноокатский
|
581
|
7
|
СШ имени О. Сапарова
|
Ошская область
|
Ноокатский
|
1945
|
8
|
СШ №74 А.Шеркулова
|
Ошская область
|
Кара-Сууйский
|
2482
|
9
|
СШ имени Т. Мурзапарова
|
Баткенская область
|
Баткенский
|
4552
|
*окончательный список будет определен после детального энерго- и сейсмического аудита
Вперед