Image

Кыргызская Республика,
г. Бишкек, ул. Боконбаева 102

АРИС в цифрах

Агентство развития и инвестирования сообществ Кыргызской Республики (АРИС) образовано Указом Президента Кыргызской Республики 15 октября 2003 года в целях углубления предпринимаемых мер по привлечению инвестиций на преодоление бедности, развитие и поддержку частного предпринимательства в рамках Национальной стратегии сокращения бедности, укрепления деятельности органов местного самоуправления и усиления местных сообществ и общинных организаций.

АРИС является некоммерческой организацией, обладающей статусом юридического лица.

Проекты

Проект развития животноводства и рынка (ПРЖР)

 

Проект «Развитие животноводства и рынка 1 и 2» (ПРЖР-1, ПРЖР-2) направлен на содействие снижению уровня бедности и экономическому росту местных сообществ в Нарынской, Иссык-Кульской, Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областях Кыргызской Республики.

Целью развития ПРЖР является повышение продуктивности животноводства и устойчивости местных сообществ к изменению климата в Нарынской, Иссык-Кульской, Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областях, выраженных в возросших и соразмерных доходах животноводов, что в конечном результате должно привести к сокращению бедности и повышению экономического роста в сельских сообществах.

Вперед

Проект устойчивого развития сел (ПУРС)

 
ПУРС инициирован Кабинетом Министров Кыргызской Республики (КР) и Исламским банком развития (ИБР) (в качестве администратора выступает Исламский фонд солидарности для развития). Данный Проект ратифицирован Кабинетом Министров КР 14 июля 2015 года.

Кредитное соглашение по Проекту устойчивого развития сел было подписано 25 июня 2014 года между  Кабинетом Министров КР и Исламским банком развития в городе Джидда.

Вперед

Проект устойчивого развития сельского водоснабжения и санитарии (ПУРСВС)

 
Кыргызская Республика (КР) и Международная ассоциация развития (МАР) сотрудничают на долгосрочной основе в преодолении бедности, содействии устойчивому развитию и экономическому росту в КР.

Целью Проекта является оказание содействия КР в улучшении услуг по водоснабжению и санитарии для целевых сообществ сельской местности, в усилении потенциала институтов в секторе водоснабжения и санитарии.

Вперед

Проект улучшения сельского водоснабжения и санитарии (ПУСВС),
Проект улучшения сельского водоснабжения и санитарии в Баткенской и Таласской областях (ПУСВС БТ)
 

Проект улучшения сельского водоснабжения и санитарии (ПУСВС) в настоящее время реализуется в 25 селах Кыргызской Республики (КР).

Целью развития Проекта является содействие КР: (i) в улучшении доступности и качества водоснабжения в целевых сельских сообществах, (ii) в улучшении услуг санитарии в отобранных селах и (iii) в укреплении потенциала институтов в секторе водоснабжения и санитарии.

Вперед

Проект «Улучшение теплоснабжения» (ПУТС)

 

«Демонстрация преимуществ повышения энергоэффективности в общественных зданиях» направлена на улучшение доступа к надежным и эффективным услугам в области отопления и внедрения энергоэффективных технологий для снижения энергопотребления государственными и муниципальными учреждениями, зданиями в секторах образования и здравоохранения.

Цель Проекта заключается в повышении эффективности и качества теплоснабжения в отдельных проектных территориях Кыргызской Республики (КР).

Основной задачей Проекта является повышение энергоэффективности и сейсмоустойчивости в отдельных общественных зданиях, главным образом, в секторах образования и здравоохранения (например, в школах, детских садах, больницах и клиниках).

Реализующее агентство: Агентство развития и инвестирования сообществ Кыргызской Республики (АРИС)

Донор:

Международная ассоциация развития, Государственный секретариат по экономическим вопросам Правительства Швейцарии  

Общая сумма финансирования:

Грант – 12 661 000 долларов США

Географический охват:

Чуйская, Нарынская, Иссык-Кульская, Таласская, Баткенская, Ошская и Джалал-Абадская области, города Бишкек и Ош.

Планируемый период реализации:

2019 -2023 годы

Проект состоит из следующих компонентов и подкомпонентов:

Компонент 2.1: "Инвестиции в повышение энергоэффективности общественных зданий". В рамках компонента будут профинансированы инвестиции в обеспечение энергоэффективности и сейсмостойкости отдельных общественных зданий, главным образом, в секторах образования и здравоохранения (например, в школах, детских садах, больницах и клиниках), а также сопутствующие мероприятия по развитию потенциала. В рамках рассматриваемого подкомпонента будут реализованы 2 основных мероприятия:

Мероприятие 1: "Инвестиции в повышение энергоэффективности отобранных зданий": Мероприятие будет финансировать меры по осуществлению инвестиций в повышение энергоэффективности и сейсмостойкости отобранных общественных зданий, а также соответствующие консультационные услуги.

Мероприятие 2: "Наращивание потенциала в области энергоэффективности".  Оно направлено на укрепление местного потенциала в целях улучшения благоприятных условий для повышения энергоэффективности, улучшения рыночных возможностей и повышение осведомленности об энергоэффективности. Конкретные области поддержки будут заключаться в следующем: обучение местных фирм, информационная кампания по энергоэффективности, пилотирование схемы распределения выгод и/или со финансирования, поддержка реализации дорожной карты по энергоэффективности.

Компонент 2.2: "Поддержка реализации Проекта". В рамках компонента будет оказана поддержка для эффективной реализации и управления компонента Проекта, включая поддержку, оказываемую для: (i) сотрудников ОРП АРИС и содействие покрытию расходов на оказание административной помощи персоналом АРИС (так называемый административный пул АРИС); (ii) связанные с Проектом операционные расходы и тренинги; и (iii) ежегодные аудиты счетов Проекта.

Критерии общественных зданий для участия в Проекте: 

  • Общественные здания сферы здравоохранения, образования и социальной защиты, состоящие в государственной или муниципальной собственности (детсады, школы, больницы, клиники, детдома и т. д.);
  • Структурная прочность здания и отсутствие планов по закрытию, сокращению площади или приватизации здания;
  • Использование системы отопления на основе электричества.

Работы, предусматриваемые в рамках улучшения энергоэффективности в общественных зданиях: 

  1. Теплоизоляция стен;
  2. Замена окон;
  3. Замена наружных дверей;
  4. Изоляция чердачного перекрытия /крыши;
  5. Реновация, изоляция пола;
  6. Система вентиляции в помещениях;
  7. Укрепление сейсмической прочности здания (армирование здания, укрепление фундамента);
  8. Обновление системы отопления + тепловой насос:
    - или центральные: вентиляция / отопление / кондиционирование воздуха, теплообменный аппарат и тепловой насос;
  9. Горячее водоснабжение (ГВС) тепловыми насосами, солнечными коллекторами;
  10. Освещение светодиодное (LED) внутреннее.

Ожидаемые результаты: 

  • Повышенный уровень комфорта, более высокая устойчивость и лучшая функциональность общественных зданий, отобранных в рамках компонента 3 (например, школы, больницы, детские сады, поликлиники и т.д.) принесут пользу, прежде всего, пациентам, учащимся (школьникам), детям ясельного возраста, медицинскому персоналу и учителям, работающим и проводящим в этих помещениях большую часть своего рабочего дня.
  • Государственные/муниципальные органы извлекут для себя выгоду из сокращения текущих расходов на электроэнергию и улучшение условий предоставления государственных услуг.
  • Кроме того, будут косвенные бенефициары, получающие пользу от реализации Проекта, например, при сокращении расходов на электроэнергию, высвободившиеся средства муниципальные органы могут направить на решение других вопросов местного значения.
  • В ряде отобранных городов/органов местного управления, в которых здания будут модернизированы в рамках ПУТС, проведение более широкой оценки энергоэффективности в различных муниципальных секторах, таких как водоснабжение, уличное освещение, централизованное теплоснабжение и общественные здания.
  • Местные компании (например, местные энергетические аудиторы, проектные институты, строительные и надзорные компании) извлекут для себя выгоду из увеличения спроса на свои услуги по обеспечению энергоэффективности и строительству, наряду с расширением потенциала и углублением опыта в выявлении, подготовке и осуществлении инвестиций в энергоэффективность и сейсмическую безопасность.

В рамках утвержденной Указом Президента КР от 31 октября 2018 года УП № 221 «Национальной стратегии развития КР на 2018-2040 годы», а также Программы Кабинета Министров КР на период 2018-2022 годов «Единство. Доверие. Созидание», утвержденного постановлением Жогорку Кенеша КР от 20 апреля 2018 года № 2377-VI, в число ключевых приоритетов в секторе отопления входит сокращение Кабинетом Министров КР зависимости от электричества в отопительных целях в зимние месяцы и улучшение доступа к надежным и эффективным услугам в области отопления и внедрения энергоэффективных технологий для снижения энергопотребления государственными и муниципальными учреждениями, зданиями.

Национальной стратегией развития КР на 2018-2040 годы устанавливается приоритет реализации масштабных программ по энергоэффективной реконструкции старого жилого и нежилого фонда, запрет на новое строительство без применения энерго- и ресурсосберегающих высокоэффективных технологий. Доведение доли экологически чистых источников энергии (малые ГЭС, солнечные и ветровые электрические станции, солнечные коллекторы, тепловые насосы, использование биогаза и др.) не менее 50 % в общем энергобалансе страны.

Большинство общественных бюджетных зданий были построены 25-60 лет назад. Старые здания не обладают современными мерами энергетической эффективности, что ведет к высоким энергетическим и тепловым потерям, приводит к нерациональному использованию топливных ресурсов и, как следствие, к повышенной нагрузке на бюджет данных учреждений, распределительные сети, а также ведет к ухудшению экологической ситуации вследствие увеличивающегося использования твердого топлива из-за недостаточности электроэнергии.

Повышение эффективности энергопотребления в общественных зданиях системы образования и здравоохранения позволит сократить потребление электроэнергии и связанные с этим пиковые нагрузки, наряду с уменьшением текущих расходов общественной энергии. Инвестиции в повышение энергоэффективности также будут создавать экономические выгоды, которые не были количественно определены в этом анализе, включая повышение качества услуг, предоставляемых этими объектами, например, улучшение ухода за детьми и лучшую функциональность зданий, а также улучшенные меры сейсмической безопасности.

После получения необходимого одобрения со стороны Кабинета Министров КР и Всемирного банка, 12-18 сентября 2017 года по ПУТС были проведены переговоры.

26 января 2018 года было подписано финансовое соглашение между МАР и Кабинетом Министров КР в лице Министерства финансов КР. Проект Постановления Кабинета Министров КР и проект Закона о ратификации финансового соглашения согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами. Проект Закона о ратификации соглашения о финансировании ПУТС был одобрен в трех чтениях Жогорку Кенешем КР.

5 февраля 2019 года Закон о ратификации Проекта был подписан Президентом КР. 25 апреля 2019 года ПУТС официально вступил в силу.

В 2020 году было заключено Соглашение о дополнительном финансировании со стороны Правительства Швейцарии (SECO) в размере 2,66 млн долларов США, который официально вступил в силу 25 ноября 2020 года.

Соответственно реализация Проекта по охвату областей была поделена на три цикла: 

  • Цикл 1: Таласская и Чуйская области, а также г. Бишкек;
  • Цикл 2: Нарынская, Джалал-Абадская и Иссык-Кульская области;
  • Цикл 3: Ошская и Баткенская области, а также г. Ош.

Отобранные общественные здания в Чуйской, Таласской областях и в г. Бишкек в рамках первого цикла Проекта:

Название

Область

Район

Площадь здания (отапливаемая м2)

1.

Центр общеврачебной практики

Чуйская

Панфиловский

3413

2.

Детский сад «Алтын балалык»

Чуйская

Ысык-Атинский

446

3.

Средняя школа № 82, жилмассив "Ала-Тоо"

г. Бишкек

Ленинский

1184

4.

Средняя школа им. А. Солтонова

Таласская

Таласский

1084

5.

Средняя школа им. Р. Шукурбекова

Таласская

Кара-Бууринский

1128

6.

Сретенская средняя школа

Чуйская

Московский

1152

 

Отобранные общественные здания в Иссык-Кульской, Нарынской и Джалал-Абадской областях в рамках второго цикла Проекта:

Наименование

Область

Район

Отапливаемая площадь (м2)

1

Районная территориальная больница

Нарынская

Ак-Талинский

2 064,6

 

2

 

Средняя школа №1

им. Т.Мойдунова

Жалал-Абадская

Тогуз-Тороуский

3 999,0

 

3

Средняя школа №89

им. П.Жуманазарова

Джалал-Абадская

Сузакский

2 371,3

 

4

Школа гимназия

им. Т.Турсунбаева

Нарынская

Жумгальский

5 964,2

 

5

Детский сад

«Жаныл-Мырза»

Джалал-Абадская

Тогуз-Тороуский

1 086,0

 

6

Средняя школа №15

им. А.Муканова

Иссык-Кульская

Тюпский

1 392,4

 

 

*Отобранные общественные здания в Ошской, Баткенской областях и в г. Ош в рамках третьего цикла Проекта:

Наименование

Область  

Населенный пункт

Отапливаемая площадь (м2)

1

ЦОВП Алайского района

Ошская область

Алайский

1187

2

ГСВ №5

г. Ош

г. Ош

691

3

Араванский ГСВ

Ошская область

Араванский

860

4

СШ имени Т.Садыкова

Баткенская область

Баткенский

3955

5

СШ №85 "Oктябрь-Туусу"

Ошская область

Узгенский

288

6

СШ Додон

Ошская область

Ноокатский

581

7

СШ имени О. Сапарова

Ошская область

Ноокатский

1945

8

СШ №74 А.Шеркулова

Ошская область

Кара-Сууйский

2482

9

СШ имени Т. Мурзапарова

Баткенская область

Баткенский

4552

*окончательный список будет определен после детального энерго- и сейсмического аудита

 

Вперед

Проект обеспечения доступа к рынкам (ПОДР)
 

Учитывая актуальность вопросов Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 г.г. в области агропромышленной переработки посредством устойчивого экономического развития и макроэкономической стабильности, также факт присоединения Кыргызской Республики (КР) к Евразийскому экономическому союзу, где сельскохозяйственный сектор страны сталкивается с новыми проблемами и возможностями, между Кыргызской Республикой и Международным фондом сельскохозяйственного развития (МФСР) ранее была достигнута договорённость о привлечении дополнительных инвестиций по повышению эффективности сельскохозяйственного производства, наращиванию потенциала перерабатывающей промышленности и конкурентоспособности продукции всего агропромышленного комплекса в секторе животноводства нашей страны.

Вперед

Проект поддержки местных сообществ CASA-1000 (ППМС),
Дополнительное финансирование для Проекта поддержки местных сообществ CASA-1000 (ППМС ДФ)

 
Цель Проекта
– вовлечение сообществ в развитие социальной и экономической инфраструктуры в целях улучшения услуг, средств к существованию и их включение в целевых областях, расположенных вблизи линии электропередачи (ЛЭП) CASA-1000.

ППМС охватывает 77 сел Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской областей, входящих в коридор воздействия ЛЭП. Дополнительное финансирование для ППМС охватывает остальные 150 АА Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской областей.

Вперед

Проект регионального экономического развития (ПРЭР) в Ошской области и в г. Ош

 
Проект регионального экономического развития в Ошской области и в г. Ош будет сосредоточен на обеспечении регионального экономического развития с акцентом на стимулирование процесса развития частного сектора и создание потенциала городских центров, которые будут служить центрами регионального развития.

Вперед

Программа развития сельского водоснабжения и санитарии в Нарынской области (ПРСВСНО)
 
 
Предлагаемая помощь со стороны Азиатского банка развития (АБР) оказывает содействие в достижении одной из целей Национальной стратегии развития Кабинета Министров Кыргызской Республики (КР) на 2018-2040 годы по обеспечению чистой воды и санитарных условий для всех.

Вперед

ВТОРОЙ ПРОЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БАТКЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРЭР-2)

Второй проект «Региональное экономическое развитие» в Баткенской области (далее – ПРЭР-2) направлен на оказание содействия региональному экономическому развитию за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции, улучшения основных муниципальных услуг и расширения деятельности малых и средних предприятий в Баткенской области, а также, в случае подходящего кризиса или чрезвычайной ситуации, обеспечения немедленного и эффективного ответа на упомянутый соответствующий критериям кризис или чрезвычайную ситуацию.

Донор

Всемирный банк (по линии МАР)

Номер кредита/гранта (по соглашению)

Кредит №IDA 7049-KG, Грант IDA D976-KG

Номер ID

 

Сектор

Сельское хозяйство, городское развитие

Общая сумма финансирования

50 млн. долларов США

Сумма кредита

25 млн. долларов США

Сумма гранта

25 млн. долларов США

Географический охват (области):

Баткенская область

Дата проведения КорСовета по инвестиционной политике (№ протокола, дата)

30 декабря 2021 года

Дата проведения Совета Донора (дата)

3 марта 2022 года

Дата переговоров (№ распоряжения, дата):

15 апреля 2022 года

Дата подписания (№ распоряжения, дата):

20 апреля 2022 года

Дата ратификации (№ закона, дата):

15 июля 2022 года КР№66 2022 г.

Дата вступления в силу проекта:

17 августа 2022 года

Исполнительное агентство:

Министерство экономики и коммерции (МЭиК)

Реализующее агентство:

АРИС

Начало реализации проекта:

7 сентября 2022 года

Дата закрытия проекта:

Декабрь 2027 гг.

 

 

Проект состоит из следующих компонентов:

Компонент 1: Поддержка муниципальной инфраструктуры и основных государственных услуг (24 миллиона долларов США).

Этот компонент также будет включать мероприятия по оказанию помощи в реконструкции общественных объектов и пространств в бесспорных районах, затронутых вооруженным конфликтом с Таджикистаном в апреле 2021 года, с общей предполагаемой стоимостью до 5-10 миллионов долларов США; (ii) канализация и водоснабжение, ливневые и дренажные системы, (iii) муниципальные и региональные дороги, тротуары и уличное освещение для улучшения доступа к основным муниципальным услугам и рынкам; (iii) школы и детские сады; (iv) другие муниципальные активы, такие как парки и общественные места, представляющие большой интерес для общества. Все мероприятия будут учитывать связанные с климатом воздействия, риски и включать соответствующие меры адаптации, чтобы сделать инфраструктуру устойчивой к климату и обеспечить предоставление услуг в случае событий, связанных с климатом. Компонент будет поддерживать государственно-частное сотрудничество (ГЧП) для содействия привлечению частных инвестиций в целевые секторы и регионы.

Компонент 2: Укрепление агропродовольственных кластеров (21 миллион долларов США).

Этот компонент будет способствовать развитию отдельных агропродовольственных кластеров с целью улучшения производства и производительности мелких сельскохозяйственных производителей в рамках выбранных кластеров, укрепления партнерских отношений между участниками рынка внутри кластера (агробизнеса и мелких сельскохозяйственных производителей) и внедрения размещать внутри кластеров необходимую инфраструктуру для торговли и логистики.

Проектом предусмотрено проведение технико-экономического обоснования по модернизации и оснащении лабораторий с разработкой технических условий на оборудование лабораторий, центров пунктов, а также анализ потребности в повышении квалификации руководителей и специалистов лабораторий и учреждений.

Компонент 3: Содействие местному экономическому развитию через Программу малых грантов (2 миллиона долларов США).

Содействие местному экономическому развитию через Программу малых грантов (2 миллиона долларов США). Чтобы стимулировать местное экономическое развитие за счет улучшения деловой практики, проект будет поддерживать развитие малого и среднего бизнеса через программу обучения и малых грантов. Программа малых грантов будет направлена на поддержку открытия новых предприятий, а также на диверсификацию и расширение услуг, предлагаемых МСП. Программа будет следовать поэтапному подходу, когда отобранные участники пройдут надежную программу обучения, а те, кто ее успешно завершит, будут иметь право подать заявку на грантовое финансирование.

Для решения проблем, связанных с низким уровнем участия женщин в рабочей силе и доступом к финансам, Программа малых грантов будет отдавать предпочтение женщинам. (1) В программе обучения кандидаткам-женщинам также будет уделяться приоритетное внимание на этапе отбора. Это даст женщинам возможность получить практические знания и навыки ведения бизнеса в городском секторе и предпринимательства. (2) При оценке бизнес-планов по финансированию кандидатам-женщинам начисляются дополнительные баллы. Такой же подход будет использоваться для молодежи для продвижения молодых предпринимателей на местном уровне и социально уязвимых групп, как это определено в Руководстве по малым грантам.

Компонент 4: Компонент реагирования на непредвиденные чрезвычайные ситуации (CERC).

После соответствующего критериям кризиса или чрезвычайной ситуации, включая стихийные бедствия, связанные с климатом, получатель может попросить Банк перераспределить средства проекта для поддержки реагирования на чрезвычайные ситуации и восстановления. Чрезвычайная ситуация, имеющая право на финансирование - это событие, которое вызвало или может неизбежно вызвать серьезные неблагоприятные экономические и / или социальные последствия для Заемщика, связанные со стихийным бедствием.

В рамках данного компонента Кыргызская Республика может попросить Банк перераспределить средства Проекта для поддержки реагирования на чрезвычайные ситуации и восстановления.

14 ноября 2022 года получено одобрение со стороны Всемирного банка о запуске Компонента 4 “Компонент реагирования на непредвиденные чрезвычайные ситуации” (CERC), инициированный Кабинетом Министров Кыргызской Республики для восстановления социальных объектов (школы, детские сады, ФАП), пострадавших во время конфликта.

 

Компонент 5: Операционная поддержка (3 миллиона долларов США).

Этот компонент будет поддерживать реализацию проекта, включая систему мониторинга и оценки проекта, коммуникационную стратегию, применение защитных инструментов, обучение и финансирование дополнительных операционных расходов агентства

Вперед

АРИС ГИС

Мониторинг объектов АРИС в Географической Информационной Системе

Вопросы и ответы

Все вопросы и ответы Image

Необходимость в устранении препятствий на пути сбыта и переработки животноводческой продукции в целях всеобъемлющего и эффективного подхода к развитию отрасли, сегодня, вряд ли кто оспорит. Правительством Кыргызской Республики проводится работа по привлечению дополнительных инвестиций для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, наращивания потенциала перерабатывающей промышленности и конкурентоспособности продукции всего агропромышленного комплекса в секторе животноводства. С этой целью МФСР предоставляет 25,4 млн. долларов США для поддержки Проекта «Обеспечение доступа к рынкам» (ПОДР). 

Задача Проекта заключается в улучшении доступа и интеграции мелких животноводов для реализации своей продукции на прибыльных рынках, что приводит к увеличению и равноправности доходов. Ключевыми индикаторами эффективности реализации Проекта являются 28 000 сельских домохозяйств в зоне реализации Проекта, которые повысят свои доходы от реализации продукции; снижение распространенности недоедания среди детей на 10 %, по сравнению с исходным уровнем.

Основными индикаторами достижения цели являются стоимость продукции животноводства, продаваемая целевыми фермерами в зоне реализации Проекта, которая будет увеличена на 30 %; создано 2 800 постоянных рабочих мест (40 % женщин) за счет работы на фермерском хозяйстве, увеличение числа пунктов переработки и новых сельских предприятий.

Управление Проектом будет осуществляться через ОРСП и АРИС, которые являются двумя основными учреждениями, несущими ответственность за координацию и реализацию Проекта. Меморандумы о взаимопонимании (МоВ) будут подписаны между ОРСП и АРИС, а также между ОРСП и другими реализующими партнерами, ответственность за которые возлагается на ОРСП.

С учетом характерных моделей цепочки добавленной стоимости молочной и мясной продукции, предполагается, что с точки зрения инвестиций в оборудование (кредит и гранты), Проект будет охватывать около 25 600 прямых бенефициаров, и 2 800 рабочих и фермерских работников. Около двух третей общего объема дополнительных выгод придется на мелких фермеров, а доля их продаваемого продукта вырастет, по крайней мере, на 30 %.

Благодаря улучшению селекции и правильного кормления, надои молока вырастут, по крайней мере, на 25 %. Кроме того, предполагается, что после завершения инвестирования Проекта в развитие цепочек добавленной стоимости животноводческой продукции ежегодно будет пополняться государственный бюджет в виде отчисляемых налогов и сборов.

Проект позволит увеличить доходность мелких фермерских хозяйств путем вовлечения их в цепочки добавленной стоимости в производстве, переработке, реализации животноводческой продукции на экспортных рынках. Предусматривается создание более 70 цепочек по таким продуктам как молоко (коров, кобыл, коз), красного мяса (КРС, МРС, яков и др.), шерсти и продукции пчеловодства. Проект также позволит использовать возможности финансовых институтов для финансирования ЦДС, в частности достигнута договоренность о сотрудничестве с Российско-Кыргызским фондом развития.