Image

Кыргызская Республика,
г. Бишкек, ул. Боконбаева 102

Необходимость в устранении препятствий на пути сбыта и переработки животноводческой продукции в целях всеобъемлющего и эффективного подхода к развитию отрасли, сегодня, вряд ли кто оспорит. Правительством Кыргызской Республики проводится работа по привлечению дополнительных инвестиций для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, наращивания потенциала перерабатывающей промышленности и конкурентоспособности продукции всего агропромышленного комплекса в секторе животноводства. С этой целью МФСР предоставляет 25,4 млн. долларов США для поддержки Проекта «Обеспечение доступа к рынкам» (ПОДР). 

Задача Проекта заключается в улучшении доступа и интеграции мелких животноводов для реализации своей продукции на прибыльных рынках, что приводит к увеличению и равноправности доходов. Ключевыми индикаторами эффективности реализации Проекта являются 28 000 сельских домохозяйств в зоне реализации Проекта, которые повысят свои доходы от реализации продукции; снижение распространенности недоедания среди детей на 10 %, по сравнению с исходным уровнем.

Основными индикаторами достижения цели являются стоимость продукции животноводства, продаваемая целевыми фермерами в зоне реализации Проекта, которая будет увеличена на 30 %; создано 2 800 постоянных рабочих мест (40 % женщин) за счет работы на фермерском хозяйстве, увеличение числа пунктов переработки и новых сельских предприятий.

Управление Проектом будет осуществляться через ОРСП и АРИС, которые являются двумя основными учреждениями, несущими ответственность за координацию и реализацию Проекта. Меморандумы о взаимопонимании (МоВ) будут подписаны между ОРСП и АРИС, а также между ОРСП и другими реализующими партнерами, ответственность за которые возлагается на ОРСП.

С учетом характерных моделей цепочки добавленной стоимости молочной и мясной продукции, предполагается, что с точки зрения инвестиций в оборудование (кредит и гранты), Проект будет охватывать около 25 600 прямых бенефициаров, и 2 800 рабочих и фермерских работников. Около двух третей общего объема дополнительных выгод придется на мелких фермеров, а доля их продаваемого продукта вырастет, по крайней мере, на 30 %.

Благодаря улучшению селекции и правильного кормления, надои молока вырастут, по крайней мере, на 25 %. Кроме того, предполагается, что после завершения инвестирования Проекта в развитие цепочек добавленной стоимости животноводческой продукции ежегодно будет пополняться государственный бюджет в виде отчисляемых налогов и сборов.

Проект позволит увеличить доходность мелких фермерских хозяйств путем вовлечения их в цепочки добавленной стоимости в производстве, переработке, реализации животноводческой продукции на экспортных рынках. Предусматривается создание более 70 цепочек по таким продуктам как молоко (коров, кобыл, коз), красного мяса (КРС, МРС, яков и др.), шерсти и продукции пчеловодства. Проект также позволит использовать возможности финансовых институтов для финансирования ЦДС, в частности достигнута договоренность о сотрудничестве с Российско-Кыргызским фондом развития.

По Проекту предусмотрено усиление государственного и частного секторов ветеринарной службы путем ремонта/реконструкции лабораторий и их оснащение необходимым оборудованием по согласованию с Правительством Кыргызской Республики; ремонт внутренних ветеринарных постов, закупки и установки крематоров для утилизации биологических отходов в айылных аймаках и городах; усиление потенциала частных ветеринаров. На средства Проекта будет проведена международная аккредитация ветеринарных лабораторий. Будет продолжена поддержка научно-исследовательских институтов по животноводству и пастбищам и ветеринарии.

Также планируется строительство заводов по производству жидкого азота, и закуплены спецмашины для транспортировки азота для искусственного осеменения по регионам.

Вложенные инвестиции будут способствовать достижению результатов и извлечению выгод из:

  • повышенной продуктивности животноводства и увеличения животноводческой продукции вследствие применения улучшенных вкладов/технологий и расширенного животноводства;
  • улучшенного качества и безопасности сельскохозяйственной и продовольственной продукции;
  • сокращение потерь во время производства и переработки молочной и мясной продукции посредством инновационных технологий;
  • возрождения и увеличения экспорта животноводческой продукции;
  • улучшенной санитарной системы животных;
  • расширенного доступа к более крупным и долгосрочным кредитам;
  • повышенного уровня занятости, либо наемного, либо семейного труда, как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных видов деятельности;
  • налоговых поступлений в результате увеличения объема налогооблагаемой продукции.

В рамках реализации Проекта ПСИ-3, реализуемого АРИС, при финансовой поддержке Германского банка развития «KfW» и Международной ассоциации развития (МАР) командой ПСИ-3 были разработаны эффективные механизмы для решения вопросов, связанных с мерами защиты от воздействия на социальную и окружающую среду, вопросы мониторинга при строительстве.

Бенефициары Проекта – лица, подпавшие под воздействие проектов (то есть те, кто будут и/или могут быть затронуты Проектом прямым или косвенным образом, положительно или отрицательно), а также население, в целом, может обращаться к нам в устной или в письменной форме.

За основу был взят документ, направляющий и регламентирующий политику Всемирного банка (ВБ) в области охраны окружающей среды («Операционная политика (ОП) 4.01 «Экологическая оценка»).

Экологическая оценка – это одна из десяти «политик предосторожности», которым должны соответствовать проекты, представленные для финансирования Всемирным банком. Основные политики приняты в целях обеспечения, минимизации и смягчения потенциально неблагоприятных социальных и экологических последствий деятельности проектов, финансируемых ВБ.

Десять пунктов политики по мерам безопасности, принятых ВБ, определяют его требования к кредитованию проектов в отношении:

  • экологической оценки (4.01);
  • естественной среды обитания (4.04);
  • борьбы с вредителями (4.09);
  • культурного достояния (4.11);
  • лесов (4.36);
  • безопасности дамб (4.37);
  • вынужденного переселения (4.12);
  • коренного населения (4.10);
  • международных водных путей (7.50);
  • спорных территорий (7.60).

Целью экологической оценки является оценка потенциально положительного или негативного воздействия какого-либо подпроекта/микропроекта на социально-экологическую среду, определения мер, необходимых для предотвращения или сведения до минимума потенциально негативного воздействия, которое может нанести вред людям или окружающей среде, а также обеспечить базу для осуществления надзора за такими мерами в течение реализации Проекта.

Некоторые, связанные с проектной деятельностью, риски будут проявляться в виде образования пыли, шума и вибрации, движения транспортных средств и техники, свала строительных материалов и накопления строительного лома и мусора., неправильной утилизацией строительного мусора, асбеста, незначительными эксплуатационными и случайными утечками ГСМ, некачественным восстановлением строительных площадок по завершению работ, а также охране труда и технике безопасности при производстве работ.

Для каждого подпроекта/микропроекта, в соответствии с ОУОСС, будет подготовлен индивидуальный план управления окружающей и социальной средой (ПУОСС) или сокращенный ПУОСС (чек-лист ПУОСС) с учетом особенностей объекта и в зависимости от объема работ и сложности проекта, с интегрированием комплекса мер по смягчению социальных и экологических воздействий, экологическому мониторингу и институциональной ответственности. Индивидуальный ПУОСС будет необъемлемой частью тендерной документации.

Руководящим документом по разработке соответствующих мер по смягчению и предоставлению компенсации за отвод земли и воздействие переселения, причиняемое намеченными работами по Проекту, являются Основы политики переселения (ОПП), которые разработаны на основе Операционной политики 4.12 ВБ, общественно обсуждены и согласованы с ВБ, опубликованы внутри страны (декабрь 2014 года).

ОПП послужит основой для всех мероприятий, подразумевающих отвод земли, ограничение доступа к земле или услугам, а также утрату имущества. Посредством ОПП будут выявляться возможные воздействия от реализации Проекта, с указанием масштабов возможного воздействия (временного или постоянного) на землепользование/доступ к земле или сооружениям, а также будут определяться суммы и процедуры предоставления компенсации и помощи в переселении.

По каждому конкретному подпроекту/микропроекту в случае необходимости, будут разрабатываться конкретные планы действий по переселению (ПДП), исходя из рекомендаций и процедур, представленных в документе по ОПП.

ПДП будет составлен при консультации сторон, подверженных воздействию Проекта, на основе процедур ОПП. Подготовленные ПДП будут разосланы в местные власти и заинтересованным НПО и ЛПВП для получения комментариев. После включения комментариев, полученных в результате обнародования, и утверждения руководством АРИС, ПДП согласно процедурам ОПП должен быть официально отправлен во Всемирный банк для обзора в целях обеспечения соблюдения OP 4.12 и других соответствующих политик / процедур. После общественных слушаний, документ планируется опубликовать на официальном веб-сайте АРИС.

Целью проведения общественной консультации является информирование местных жителей о подпроекте/микропроекте, и на консультации с жителями предлагается выразить свое мнение относительно любых негативных вопросов экологического, либо социального характера, которые, по их мнению, могут возникнуть в процессе реализации подпроекта/микропроекта. Любой разумный вопрос, поднятый на общественной консультации, должен быть включен в ПУОСС. Таким образом, мнение людей будет учтено и отражено в ходе реализации подпроекта/микропроекта.

С августа 2017 года в АРИС внедрен Механизм обратной связи (МОС\МРЖ). Теперь бенефициары могут обращаться по любым вопросам реализации проектов АРИС, в том числе и Проекта ПСИ-3.

Разработано Руководство, в котором отражены процедуры рассмотрения обращений и жалоб, распределены обязанности между должностными лицами АРИС и описаны механизмы рассмотрения всех обращений бенефициаров. Данное Руководство своим действием охватывает все проекты, реализуемые АРИС, его требованиям обязаны придерживаться все без исключения работники и консультанты АРИС.

Все обращения и жалобы граждан, которые будут поступать в рамках Проекта ПСИ-3 будут направляться в единую систему для дальнейшей обработки и контроля (в письменной, либо в устной форме по каналам МОС), при этом работники АРИС обязаны принять и произвести регистрацию этого документа в соответствии с условиями Руководства.

Подать обращение можно по следующим каналам передачи информации МОС АРИС:

  • WhatsApp: + 996 (770) 70-05-22, тел.: + 996 (550) 70-05-22,
  • Веб-сайт АРИС (МОС): www.aris.kg,
  • Электронная почта e-mail: bfm@aris.kg,
  • Социальные сети;
  • Устные или письменные обращения;
  • Письма нарочно;
  • Приемная АРИС.

Принимаются и анонимные сообщения