ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Мероприятия по охране окружающей и социальной среды применяются ко всем проектам/подпроектам, реализуемым АРИС и направлены для: (a) устранения связанных с реализацией проекта рисков и негативных воздействий; (б) проведения комплексной социально-экологической оценки для выявления рисков и воздействий проекта; (в) полноценного участия населения, обеспечиваемого посредством раскрытия связанной с проектом информации, проведения консультаций и налаживания эффективной обратной связи; и (г) управления агентством социально-экологическими рисками и воздействиями проекта на протяжении всего срока его реализации.
Рамочный документ по управлению экологическими и социальными мерами (РДУЭСМ)
Рамочный документ по управлению экологическими и социальными мерами (РДУЭСМ) Второго проекта регионального экономического развития (ПРЭР-2) определяет правила и процедуры для оценки экологического и социального воздействия мероприятий и подпроектов, а также для подготовки планов управления экологической и социальной средой (ПУОСС).
РДУЭСМ в целом по ПРЭР-2 был подготовлен в 2021 году в соответствии социально-экологическими стандартами Всемирного банка и освещает процедуры и механизмы, которые будут задействованы Проектом для обеспечения соответствия с социально-экологическими стандартами Всемирного бакна, законодательством и нормативными актами Кыргызской Республики, регулирующими подготовку и реализацию требований к охране окружающей среды.
РДУЭСМ позволит обеспечить экологическую и социальную устойчивость деятельности на протяжении всего цикла их реализации и предоставить инженерно-техническому персоналу (ИТП) и консультантам АРИС адекватную институциональную, нормативную и техническую основу для будущих процессов и процедур, которые должны соблюдаться при:
(i) определении мер по реализации природоохранной и социальной оценки в рамках ПРЭР-2;
(ii) разработке отдельных ПУОСС и/или чек-листов ПУОСС для каждого подпроекта, объединяющего комплекс мер по смягчению социальных и экологических последствий, экологический мониторинг и институциональную ответственность в общий план реализации проекта путем включения такого документа в документы для тендера для обеспечения финансирования и надзора наряду с другими компонентами подпроектов;
(iii) определении требований к мониторингу окружающей среды и деятельности по укреплению организационной структуры, способствующей благотворному воздействию проекта.
- Рамочный документ по управлению экологическими и социальными мерами;
- Environmental and Social Management Framework (english version).
Согласно социально-экологических стандартов Всемирного банка в рамках подготовки второго Проекта регионального экономического развития, Агентством развития и инвестирования сообществ КР были подготовлены следующие документы:
- План экологических и социальных обязательств;
- Environmental and Social Commitment Plan (english version).
- План взаимодействия с заинтересованными сторонами;
- Stakeholders Engagement Plan (english version).
- План управления трудовыми ресурсами;
- Labor Management Procedures (english version).
Обновленные документы в связи с активацией компонента 4 ПРЭР-2 «Реагирование на непредвиденные чрезвычайные ситуации» (CERC)
CERC был признан ключевым инструментом для обеспечения быстрого реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации природного, техногенного, экологического, биолого-социального, конфликтного характеров, который приводит к нарушению жизнедеятельности, экономическому ущербу, активацией и выплатой средств в течение нескольких недель после возникновения соответствующей критериям чрезвычайной ситуации. Это стало очевидным для реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные c вооруженным конфликтом на кыргызско-таджикской границе в Баткенской области, в результате которой пострадали 640 жилых домов (430 домов непригодны для проживания, 210 домов требуют ремонта), 11 административно-стратегических объектов, 27 социальных объектов (12 школ, 11 детских садов, 4 фельдшерско-акушерских пункта), 336 подсобных помещений, 197 хозяйственных объектов, 1 автомобильный мост, 55 автомобилей.
В целях восстановления объектов Кабинетом министров Кыргызской Республики определено произвести работы по восстановлению 15 социальных объектов (школы, детские сады, ФАП) за счет Проекта регионального экономического развития Баткенской области, в рамках компонента 4 и приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от 4 ноября 2022 года за № 176-П утверждено Руководство по компоненту 4 «Реагирование на непредвиденные чрезвычайные ситуации».
Нижеперечисленные документы подготовлены в качестве дополнения к ранее утвержденным документам по управлению экологическими и социальными мерами. В них описана дополнительная информация о требованиях по охране окружающей среды и социальной защите для реализации предлагаемых мероприятий, которые будут осуществляться в рамках Компонента 4 «Реагирование на непредвиденные чрезвычайные ситуации (CERC) Проекта. Документ предназначен для Агентства развития и инвестирования сообществ Кыргызской Республики (АРИС) и будет применен при подготовке социально-экологических документов по реализации работ, связанных с СERC.
- Дополнение к рамочному документу по управлению экологическими и социальными мерами (русская версия);
- Addendum to the Environmental and Social Management Framework (english version).
- План экологических и социальных обязательств ПРЭР-2 (русская версия);
- Environmental and Social Commitment Plan RED-2 (english version).
- План взаимодействия с заинтересованными сторонами ПРЭР-2 дополненный (русская версия);
- Stakeholders Engagement Plan RED-2 updated (english version).
Планы управления окружающей и социальной средой
По каждому подпроекту ПРЭР-2 подготавливаются Планы управления окружающей и социальной средой (ПУОСС) и/или чек-листы ПУОСС, которые отвечают социально-экологическим стандартам Всемирного банка. ПУОСС или чек-листы ПУОСС состоят из мер смягчения, программы мониторинга и организационных мер, которые принимаются на стадии строительства и эксплуатации, чтобы исключить неблагоприятные воздействия на окружающую и социальную среду, уменьшить их до приемлемых уровней. Главная цель ПУОСС – обеспечить соответствующее смягчение разных неблагоприятных воздействий, связанных с Проектом. Этот документ служит для инженерно-технических работников при реализации Проекта, а также для подрядных организаций с целью выполнения социально-экологических требований при проведении строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. Данным документом могут воспользоваться также бенефициары и заинтересованные лица Проекта.
Утвержденным ПУОСС для подпроекта можете ознакомиться на онлайн-платформе по ссылке: https://kyrgyz-demo-republic-village-covid-19.yrpri.org/group/27075
Основы политики переселения
Основы политики переселения (ОПП) определяют ключевые направления разработки надлежащих мер по смягчению последствий, включая компенсации для смягчения и возмещения ущерба от воздействия отвода земель и переселения, обуславливаемых запланированными проектными мероприятиями, точные местоположения которых еще не известны. ОПП применимы ко всем подпроектам ПРЭР-2, которые возможно окажут воздействия в виде переселения или потери крова, потери активов или доступа к ним, потери источника доходов или средств к существованию, независимо от того, вынуждены ли лица, подверженные воздействию Проекта (ЛПВП) переселяться.
ОПП будут использоваться в качестве инструмента для определения того, что будет иметь место воздействие вследствие деятельности Проекта, и разработаны в качестве практического инструмента для подготовки планов действий по переселению (ПДП) для подпроектов во время реализации ПРЭР-2. Данным документом могут пользоваться работники ведомственных учреждения, органов местного самоуправления; исполнительного и реализующего агентств; лица, подвергшиеся воздействию Проекта, а также все заинтересованные стороны.
План действий по переселению
В случае когда в рамках реализации подпроекта неизбежны случаи отчуждения земель или ограничение землепользования, то в рамках проекта составляется План действий по переселению (ПДП) с проводением социально-экологической оценки по выявлению лиц, водвергшимся воздействию проекта. ПДП разрабатывается с целью смягчения негативных последствий перемещения и, если это представляется целесообразным, определения дальнейших возможностей в области развития. Он может включать бюджет и график переселения и устанавливает права затронутых лиц всех категорий (включая принимающие общины). Особое внимание уделяется гендерным аспектам и нуждам малоимущих и уязвимых групп населения. Оформляется все операции, связанные с получением прав на землю, предоставлением компенсации и других видов помощи, связанных с переселением.
ПДП в рамках ПРЭР-2 описывает механизмы по реализации социально-экологических стандартов Всемирного банка по случаю применения СЭС 5 для определенного подпроекта. В ПДП описываются меры направленные на минимизацию возможного негативного воздействия на лиц подвергшимся воздействию проекта.
Утвержденными ПДП можете ознакомиться на онлайн-платформе по ссылке: https://kyrgyz-demo-republic-village-covid-19.yrpri.org/group/27075