Image

Кыргызская Республика,
г. Бишкек, ул. Боконбаева 102

Проект «Улучшение теплоснабжения» (ПУТС)

 

«Демонстрация преимуществ повышения энергоэффективности в общественных зданиях» направлена на улучшение доступа к надежным и эффективным услугам в области отопления и внедрения энергоэффективных технологий для снижения энергопотребления государственными и муниципальными учреждениями, зданиями в секторах образования и здравоохранения.

Цель Проекта заключается в повышении эффективности и качества теплоснабжения в отдельных проектных территориях Кыргызской Республики (КР).

Основной задачей Проекта является повышение энергоэффективности и сейсмоустойчивости в отдельных общественных зданиях, главным образом, в секторах образования и здравоохранения (например, в школах, детских садах, больницах и клиниках).

Реализующее агентство: Агентство развития и инвестирования сообществ Кыргызской Республики (АРИС)

Донор:

Международная ассоциация развития, Государственный секретариат по экономическим вопросам Правительства Швейцарии  

Общая сумма финансирования:

Грант – 12 661 000 долларов США

Географический охват:

Чуйская, Нарынская, Иссык-Кульская, Таласская, Баткенская, Ошская и Джалал-Абадская области, города Бишкек и Ош.

Планируемый период реализации:

2019 -2023 годы

Проект состоит из следующих компонентов и подкомпонентов:

Компонент 2.1: "Инвестиции в повышение энергоэффективности общественных зданий". В рамках компонента будут профинансированы инвестиции в обеспечение энергоэффективности и сейсмостойкости отдельных общественных зданий, главным образом, в секторах образования и здравоохранения (например, в школах, детских садах, больницах и клиниках), а также сопутствующие мероприятия по развитию потенциала. В рамках рассматриваемого подкомпонента будут реализованы 2 основных мероприятия:

Мероприятие 1: "Инвестиции в повышение энергоэффективности отобранных зданий": Мероприятие будет финансировать меры по осуществлению инвестиций в повышение энергоэффективности и сейсмостойкости отобранных общественных зданий, а также соответствующие консультационные услуги.

Мероприятие 2: "Наращивание потенциала в области энергоэффективности".  Оно направлено на укрепление местного потенциала в целях улучшения благоприятных условий для повышения энергоэффективности, улучшения рыночных возможностей и повышение осведомленности об энергоэффективности. Конкретные области поддержки будут заключаться в следующем: обучение местных фирм, информационная кампания по энергоэффективности, пилотирование схемы распределения выгод и/или со финансирования, поддержка реализации дорожной карты по энергоэффективности.

Компонент 2.2: "Поддержка реализации Проекта". В рамках компонента будет оказана поддержка для эффективной реализации и управления компонента Проекта, включая поддержку, оказываемую для: (i) сотрудников ОРП АРИС и содействие покрытию расходов на оказание административной помощи персоналом АРИС (так называемый административный пул АРИС); (ii) связанные с Проектом операционные расходы и тренинги; и (iii) ежегодные аудиты счетов Проекта.

Критерии общественных зданий для участия в Проекте: 

  • Общественные здания сферы здравоохранения, образования и социальной защиты, состоящие в государственной или муниципальной собственности (детсады, школы, больницы, клиники, детдома и т. д.);
  • Структурная прочность здания и отсутствие планов по закрытию, сокращению площади или приватизации здания;
  • Использование системы отопления на основе электричества.

Работы, предусматриваемые в рамках улучшения энергоэффективности в общественных зданиях: 

  1. Теплоизоляция стен;
  2. Замена окон;
  3. Замена наружных дверей;
  4. Изоляция чердачного перекрытия /крыши;
  5. Реновация, изоляция пола;
  6. Система вентиляции в помещениях;
  7. Укрепление сейсмической прочности здания (армирование здания, укрепление фундамента);
  8. Обновление системы отопления + тепловой насос:
    - или центральные: вентиляция / отопление / кондиционирование воздуха, теплообменный аппарат и тепловой насос;
  9. Горячее водоснабжение (ГВС) тепловыми насосами, солнечными коллекторами;
  10. Освещение светодиодное (LED) внутреннее.

Ожидаемые результаты: 

  • Повышенный уровень комфорта, более высокая устойчивость и лучшая функциональность общественных зданий, отобранных в рамках компонента 3 (например, школы, больницы, детские сады, поликлиники и т.д.) принесут пользу, прежде всего, пациентам, учащимся (школьникам), детям ясельного возраста, медицинскому персоналу и учителям, работающим и проводящим в этих помещениях большую часть своего рабочего дня.
  • Государственные/муниципальные органы извлекут для себя выгоду из сокращения текущих расходов на электроэнергию и улучшение условий предоставления государственных услуг.
  • Кроме того, будут косвенные бенефициары, получающие пользу от реализации Проекта, например, при сокращении расходов на электроэнергию, высвободившиеся средства муниципальные органы могут направить на решение других вопросов местного значения.
  • В ряде отобранных городов/органов местного управления, в которых здания будут модернизированы в рамках ПУТС, проведение более широкой оценки энергоэффективности в различных муниципальных секторах, таких как водоснабжение, уличное освещение, централизованное теплоснабжение и общественные здания.
  • Местные компании (например, местные энергетические аудиторы, проектные институты, строительные и надзорные компании) извлекут для себя выгоду из увеличения спроса на свои услуги по обеспечению энергоэффективности и строительству, наряду с расширением потенциала и углублением опыта в выявлении, подготовке и осуществлении инвестиций в энергоэффективность и сейсмическую безопасность.

В рамках утвержденной Указом Президента КР от 31 октября 2018 года УП № 221 «Национальной стратегии развития КР на 2018-2040 годы», а также Программы Кабинета Министров КР на период 2018-2022 годов «Единство. Доверие. Созидание», утвержденного постановлением Жогорку Кенеша КР от 20 апреля 2018 года № 2377-VI, в число ключевых приоритетов в секторе отопления входит сокращение Кабинетом Министров КР зависимости от электричества в отопительных целях в зимние месяцы и улучшение доступа к надежным и эффективным услугам в области отопления и внедрения энергоэффективных технологий для снижения энергопотребления государственными и муниципальными учреждениями, зданиями.

Национальной стратегией развития КР на 2018-2040 годы устанавливается приоритет реализации масштабных программ по энергоэффективной реконструкции старого жилого и нежилого фонда, запрет на новое строительство без применения энерго- и ресурсосберегающих высокоэффективных технологий. Доведение доли экологически чистых источников энергии (малые ГЭС, солнечные и ветровые электрические станции, солнечные коллекторы, тепловые насосы, использование биогаза и др.) не менее 50 % в общем энергобалансе страны.

Большинство общественных бюджетных зданий были построены 25-60 лет назад. Старые здания не обладают современными мерами энергетической эффективности, что ведет к высоким энергетическим и тепловым потерям, приводит к нерациональному использованию топливных ресурсов и, как следствие, к повышенной нагрузке на бюджет данных учреждений, распределительные сети, а также ведет к ухудшению экологической ситуации вследствие увеличивающегося использования твердого топлива из-за недостаточности электроэнергии.

Повышение эффективности энергопотребления в общественных зданиях системы образования и здравоохранения позволит сократить потребление электроэнергии и связанные с этим пиковые нагрузки, наряду с уменьшением текущих расходов общественной энергии. Инвестиции в повышение энергоэффективности также будут создавать экономические выгоды, которые не были количественно определены в этом анализе, включая повышение качества услуг, предоставляемых этими объектами, например, улучшение ухода за детьми и лучшую функциональность зданий, а также улучшенные меры сейсмической безопасности.

После получения необходимого одобрения со стороны Кабинета Министров КР и Всемирного банка, 12-18 сентября 2017 года по ПУТС были проведены переговоры.

26 января 2018 года было подписано финансовое соглашение между МАР и Кабинетом Министров КР в лице Министерства финансов КР. Проект Постановления Кабинета Министров КР и проект Закона о ратификации финансового соглашения согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами. Проект Закона о ратификации соглашения о финансировании ПУТС был одобрен в трех чтениях Жогорку Кенешем КР.

5 февраля 2019 года Закон о ратификации Проекта был подписан Президентом КР. 25 апреля 2019 года ПУТС официально вступил в силу.

В 2020 году было заключено Соглашение о дополнительном финансировании со стороны Правительства Швейцарии (SECO) в размере 2,66 млн долларов США, который официально вступил в силу 25 ноября 2020 года.

Соответственно реализация Проекта по охвату областей была поделена на три цикла: 

  • Цикл 1: Таласская и Чуйская области, а также г. Бишкек;
  • Цикл 2: Нарынская, Джалал-Абадская и Иссык-Кульская области;
  • Цикл 3: Ошская и Баткенская области, а также г. Ош.

Отобранные общественные здания в Чуйской, Таласской областях и в г. Бишкек в рамках первого цикла Проекта:

Название

Область

Район

Площадь здания (отапливаемая м2)

1.

Центр общеврачебной практики

Чуйская

Панфиловский

3413

2.

Детский сад «Алтын балалык»

Чуйская

Ысык-Атинский

446

3.

Средняя школа № 82, жилмассив "Ала-Тоо"

г. Бишкек

Ленинский

1184

4.

Средняя школа им. А. Солтонова

Таласская

Таласский

1084

5.

Средняя школа им. Р. Шукурбекова

Таласская

Кара-Бууринский

1128

6.

Сретенская средняя школа

Чуйская

Московский

1152

 

Отобранные общественные здания в Иссык-Кульской, Нарынской и Джалал-Абадской областях в рамках второго цикла Проекта:

Наименование

Область

Район

Отапливаемая площадь (м2)

1

Районная территориальная больница

Нарынская

Ак-Талинский

2 064,6

 

2

 

Средняя школа №1

им. Т.Мойдунова

Жалал-Абадская

Тогуз-Тороуский

3 999,0

 

3

Средняя школа №89

им. П.Жуманазарова

Джалал-Абадская

Сузакский

2 371,3

 

4

Школа гимназия

им. Т.Турсунбаева

Нарынская

Жумгальский

5 964,2

 

5

Детский сад

«Жаныл-Мырза»

Джалал-Абадская

Тогуз-Тороуский

1 086,0

 

6

Средняя школа №15

им. А.Муканова

Иссык-Кульская

Тюпский

1 392,4

 

 

*Отобранные общественные здания в Ошской, Баткенской областях и в г. Ош в рамках третьего цикла Проекта:

Наименование

Область  

Населенный пункт

Отапливаемая площадь (м2)

1

ЦОВП Алайского района

Ошская область

Алайский

1187

2

ГСВ №5

г. Ош

г. Ош

691

3

Араванский ГСВ

Ошская область

Араванский

860

4

СШ имени Т.Садыкова

Баткенская область

Баткенский

3955

5

СШ №85 "Oктябрь-Туусу"

Ошская область

Узгенский

288

6

СШ Додон

Ошская область

Ноокатский

581

7

СШ имени О. Сапарова

Ошская область

Ноокатский

1945

8

СШ №74 А.Шеркулова

Ошская область

Кара-Сууйский

2482

9

СШ имени Т. Мурзапарова

Баткенская область

Баткенский

4552

*окончательный список будет определен после детального энерго- и сейсмического аудита