Меню

Вопросы-ответыВерсия для печати

 
Проект ПСИ-3 внедряет меры социально-экологической безопасности

 
В рамках реализации Проекта ПСИ-3, реализуемого АРИС, при финансовой поддержке Германского банка развития «KfW» и Международной ассоциации развития (МАР) командой ПСИ-3 были разработаны эффективные механизмы для решения вопросов, связанных с мерами защиты от воздействия на социальную и окружающую среду, вопросы мониторинга при строительстве. На вопросы относительно проектной деятельности в сфере социально-экологической безопасности отвечает специалист по мерам безопасности ПСИ-3 Тимур Канджебаев.

Вопрос: Кто может обращаться по вопросам мер социально-экологической безопасности?

Ответ: Бенефициары Проекта – лица, подпавшие под воздействие проектов (то есть те, кто будут и/или могут быть затронуты Проектом прямым или косвенным образом, положительно или отрицательно), а также население, в целом, может обращаться к нам в устной или в письменной форме.

Вопрос: Какими документами руководствуются проектные сотрудники в экологической оценке?

Ответ: За основу был взят документ, направляющий и регламентирующий политику Всемирного банка (ВБ) в области охраны окружающей среды («Операционная политика (ОП) 4.01 «Экологическая оценка»).

Экологическая оценка – это одна из десяти «политик предосторожности», которым должны соответствовать проекты, представленные для финансирования Всемирным банком. Основные политики приняты в целях обеспечения, минимизации и смягчения потенциально неблагоприятных социальных и экологических последствий деятельности проектов, финансируемых ВБ.

Вопрос: Что относится к «политикам предосторожности» Всемирного банка?

Ответ: Десять политик по мерам безопасности, принятых ВБ, определяют его требования к кредитованию проектов в отношении:

  1. экологической оценки (4.01);
  2. естественной среды обитания (4.04);
  3. борьбы с вредителями (4.09);
  4. культурного достояния (4.11);
  5. лесов (4.36);
  6. безопасности дамб (4.37);
  7. вынужденного переселения (4.12);
  8. коренного населения (4.10);
  9. международных водных путей (7.50);
  10. спорных территорий (7.60).

Целью экологической оценки является оценка потенциально положительного или негативного воздействия какого-либо подпроекта/микропроекта на социально-экологическую среду, определения мер, необходимых для предотвращения или сведения до минимума потенциально негативного воздействия, которое может нанести вред людям или окружающей среде, а также обеспечить базу для осуществления надзора за такими мерами в течение реализации Проекта.

Некоторые, связанные с проектной деятельностью, риски будут проявляться в виде образования пыли, шума и вибрации, движения транспортных средств и техники, свала строительных материалов и накопления строительного лома и мусора., неправильной утилизацией строительного мусора, асбеста, незначительными эксплуатационными и случайными утечками ГСМ, некачественным восстановлением строительных площадок по завершению работ, а также охране труда и технике безопасности при производстве работ.

Вопрос: Как ведется работа по экологической оценке микро- и подпроектов?

Ответ: Для каждого подпроекта/микропроекта, в соответствии с ОУОСС, будет подготовлен индивидуальный план управления окружающей и социальной средой (ПУОСС) или сокращенный ПУОСС (чек-лист ПУОСС) с учетом особенностей объекта и в зависимости от объема работ и сложности проекта, с интегрированием комплекса мер по смягчению социальных и экологических воздействий, экологическому мониторингу и институциональной ответственности. Индивидуальный ПУОСС будет необъемлемой частью тендерной документации.

Вопрос: Что такое «основы политики переселения»?

Ответ: Руководящим документом по разработке соответствующих мер по смягчению и предоставлению компенсации за отвод земли и воздействие переселения, причиняемое намеченными работами по Проекту, являются Основы политики переселения (ОПП), которые разработаны на основе Операционной политики 4.12 ВБ, общественно обсуждены и согласованы с ВБ, опубликованы внутри страны (декабрь 2014 года).

ОПП послужит основой для всех мероприятий, подразумевающих отвод земли, ограничение доступа к земле или услугам, а также утрату имущества. Посредством ОПП будут выявляться возможные воздействия от реализации Проекта, с указанием масштабов возможного воздействия (временного или постоянного) на землепользование/доступ к земле или сооружениям, а также будут определяться суммы и процедуры предоставления компенсации и помощи в переселении.

Вопрос: Каким образом ведется подготовка документов по переселению?

Ответ: По каждому конкретному подпроекту/микропроекту в случае необходимости, будут разрабатываться конкретные планы действий по переселению (ПДП), исходя из рекомендаций и процедур, представленных в документе по ОПП.

ПДП будет составлен при консультации сторон, подверженных воздействию Проекта, на основе процедур ОПП. Подготовленные ПДП будут разосланы в местные власти и заинтересованным НПО и ЛПВП для получения комментариев. После включения комментариев, полученных в результате обнародования, и утверждения руководством АРИС, ПДП согласно процедурам ОПП должен быть официально отправлен во Всемирный банк для обзора в целях обеспечения соблюдения OP 4.12 и других соответствующих политик / процедур. После общественных слушаний, документ планируется опубликовать на официальном веб-сайте АРИС.

Вопрос: Каковы механизмы рассмотрения и удовлетворения жалоб (МРЖ)?

Ответ: Целью проведения общественной консультации является информирование местных жителей о подпроекте/микропроекте, и на консультации с жителями предлагается выразить свое мнение относительно любых негативных вопросов экологического, либо социального характера, которые, по их мнению, могут возникнуть в процессе реализации подпроекта/микропроекта. Любой разумный вопрос, поднятый на общественной консультации, должен быть включен в ПУОСС. Таким образом, мнение людей будет учтено и отражено в ходе реализации подпроекта/микропроекта.

 
С августа 2017 года в АРИС внедрен Механизм обратной связи (МОСМРЖ). Теперь бенефициары могут обращаться по любым вопросам реализации проектов АРИС, в том числе и Проекта ПСИ-3.

Вопрос: Как можно подать жалобу, обращение, предложение, отзывы о работе Проекта?

Ответ старшего специалиста МОС Венеры Асаналиевой:

Разработано Руководство, в котором отражены процедуры рассмотрения обращений и жалоб, распределены обязанности между должностными лицами АРИС и описаны механизмы рассмотрения всех обращений бенефициаров. Данное Руководство своим действием охватывает все проекты, реализуемые АРИС, его требованиям обязаны придерживаться все без исключения работники и консультанты АРИС.

Все обращения и жалобы граждан, которые будут поступать в рамках Проекта ПСИ-3 будут направляться в единую систему для дальнейшей обработки и контроля (в письменной, либо в устной форме по каналам МОС), при этом работники АРИС обязаны принять и произвести регистрацию этого документа в соответствии с условиями Руководства.

Более подробно о каналах подачи обращений, можно ознакомиться по следующей ссылке:
http://www.aris.kg/ru/kontakty/prjamaja_svjaz.